Муниципальное  казённое  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад № 7 с.Садового  Арзгирского  района  Ставропольского  края 

 

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.)

 

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

 

Комментарий ГАРАНТа

Об организации прокурорского надзора в связи спринятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "Овнесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенкав Российской Федерации" см. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 30апреля 2009 г. N 138

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прави законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РоссийскойФедерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий дляреализации прав и законных интересов ребенка.

Государствопризнает детство важным этапом жизни человека и исходит из принциповприоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у нихобщественно значимой и творческой активности, воспитания в них высокихнравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящегоФедерального закона используются следующие понятия:

ребенок- лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся втрудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попеченияродителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то естьимеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвывооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенныхкатастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети,отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети,находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающиев малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельностькоторых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые немогут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальнаяадаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка,находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам инормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической илиморальной травмы;

социальнаяреабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченныхребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения,усилению заботы о нем;

социальные службыдля детей - организации независимо от организационно-правовыхформ и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальномуобслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальнойпомощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитациидетей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости такихдетей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане,осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскуюдеятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальнаяинфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений,сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организацийнезависимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которыеоказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельностькоторых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья,образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворенияих общественных потребностей;

отдых детей и ихоздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитиетворческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактикузаболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом,формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режимапитания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнениисанитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

организации отдыхадетей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря(загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие),специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря,оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха,эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другиелагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимоот организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельностькоторых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления;

ночное время- время с 22 до 6 часов местного времени.

 

Статья2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

НастоящийФедеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализациейосновных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

 

Статья3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации

ЗаконодательствоРоссийской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацииосновывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящегоФедерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законныхинтересов ребенка.

 

Статья4. Цели государственной политики в интересах детей

 

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществлениеправ детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение ихдискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, атакже восстановление их прав в случаях нарушений;

формированиеправовых основ гарантий прав ребенка;

содействиефизическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственномуразвитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а такжереализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с непротиворечащими Конституции Российской Федерации и федеральномузаконодательству традициями народов Российской Федерации, достижениямироссийской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое,интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

 

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетнойи основана на следующих принципах:

законодательноеобеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха иоздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни вобществе;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2005 г.;

ответственностьдолжностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка,причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций,осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

 

Статья 5. Полномочия органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка вРоссийской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти РоссийскойФедерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерацииотносятся:

установлениеоснов федеральной политики в интересах детей;

выборприоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересовребенка, охраны его здоровья и нравственности;

абзацы четвертый-пятый утратили силу с 1 января 2005 г.;

формирование иреализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детстваи определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений иорганизаций;

абзацы седьмой-восьмой утратили силу с 1 января 2005 г.;

установлениепорядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнениемеждународных обязательств Российской Федерации и представительство интересовРоссийской Федерации в международных организациях по вопросам защиты правребенка.

 

2. К полномочиям органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в РоссийскойФедерации относятся реализация государственной политики в интересах детей,решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся вфедеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов,организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключениеморганизации отдыха детей в каникулярное время).

 

Глава II. Основныенаправления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

 

Статья6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку отрождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека игражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнаннымипринципами и нормами международного права, международными договорами РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РоссийскойФедерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законныхинтересов

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лицауказанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку вреализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и впределах установленного законодательством Российской Федерации объемадееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативныхправовых актов, проведения методической, информационной и иной работы сребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав,установленных законодательством Российской Федерации, а также посредствомпоощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правопримененияв области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему восуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту егоправ и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределахустановленного законодательством Российской Федерации объема дееспособностиребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи идругие специалисты, которые в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охранездоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручениюорганов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвоватьв мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка ворганах образования, здравоохранения, труда и социального развития,правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческиеорганизации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализацииим своих прав и исполнению обязанностей.

 

Статья8. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Статья9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности вобласти его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования ивоспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальномучебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услугиучреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики винтересах детей администрация образовательных учреждений не вправепрепятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрастестарше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся,воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций),учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозныхорганизаций.

Указанныеобщественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность всоответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрацияобразовательных учреждений может заключать с органом общественнойсамодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересовребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, заисключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования,соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправесамостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать передадминистрацией указанных учреждений о проведении с участием выборныхпредставителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследованиядеятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющихправа ребенка.

Еслиобучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательногоучреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться засодействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждениймогут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своихнарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправепрепятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территориии в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся,воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов,установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги немогут проводиться в нарушение установленных законодательством РоссийскойФедерации требований соблюдения общественного порядка и не должныпрепятствовать образовательному и воспитательному процессам.

 

Комментарий ГАРАНТа

См.Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

 

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющихобразовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах,доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются текстыуставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (суказанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательныхи иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением,обеспечением и защитой прав ребенка.

 

Статья10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целяхобеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детямбесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания,медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числедиспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающиххроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

 

Статья11. Защита прав и законных интересов детей в сферепрофессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерацииорганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляютмероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональнойподготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет,им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочеевремя, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещенииработы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра,квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора(контракта) и другие льготы, установленные законодательством РоссийскойФедерации.

 

Статья12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

 

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации,органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляютмероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению иразвитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровлениедетей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлятьдополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых иоздоровление.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

 

Статья 13. Защита прав и законныхинтересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений повопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитываютнормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такиенормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются сучетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иноене установлено законодательством соответствующего субъекта РоссийскойФедерации.

2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местногосамоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначенияили о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегосягосударственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается безпредварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти,органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспеченияжизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровлениядетей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, длясоциального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решениепризнается недействительным с момента его вынесения.

3. Имущество, которое является государственной собственностью(земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иноеимущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей ивозникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целейобразования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказаниямедицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социальногообслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Имущество,которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначенодля целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей,оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защитыи социального обслуживания детей, используется в порядке, определенномзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъекта РоссийскойФедерации.

 

4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющеесяобъектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные заним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествоватьпроводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора дляобеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей,оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты исоциального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если врезультате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанныхусловий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям,установленным гражданским законодательством.

 

Комментарий ГАРАНТа

См.Положение о комиссии по проведению экспертной оценки последствий договороваренды, заключаемых учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития РФ,являющимися объектами социальной инфраструктуры для детей, для обеспеченияобразования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания иммедицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социальногообслуживания детей, утвержденное приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 ноября2008 г. N 656

 

5. Порядок изменения назначения имущества, которое являетсямуниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения,оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретениекоторого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха иоздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи,социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органамиместного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения,изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

6. Утратил силу с 1 января 2005 г.

7. Изменение формы собственности имущества, которое относится кобъектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной илимуниципальной собственностью, может осуществляться в установленных закономпорядке.

 

Статья14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации,наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

Комментарий ГАРАНТа

О защитедетей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, см. Федеральныйзакон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ, вступающий в силу с 1сентября 2012 г.

1. Органы государственной власти Российской Федерациипринимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации,наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе отнациональной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольнойпродукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового,национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатнойпродукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость,порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

 

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной,нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законамисубъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространенияпечатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемойребенку для пользования в соответствии с пунктом 1настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет.

 

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья,нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке,определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная,психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иныхигр, игрушек и игровых сооружений для детей.

 

Статья14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному,психическому, духовному и нравственному развитию детей

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному,психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у нихнавыков здорового образа жизни органы государственной власти РоссийскойФедерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органыместного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятныеусловия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций,организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру длядетей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться оздоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своихдетей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию,охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействиюих социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия сучастием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), впределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному,психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местногосамоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указаннымлицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому,интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Законами субъектов Российской Федерации в целяхпредупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому,интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могутустанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигшихвозраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц илиграждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, которые предназначены для реализации товаров толькосексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах,рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации толькоалкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иныхместах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому,интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигшихвозраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах,стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, наобъектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан,осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет",а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания(организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленномзаконом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива инапитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах безсопровождения родителей (лиц, их заме… Продолжение »

© sadov-detsad

НОВОСТИ:

Сайт  создан  -  2 июля 2012 года

Последнее  обновление  -  13 марта 2013 года

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz